Volvo: прагматизм по-скандинавски

Основатели Volvo – Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон
Основатели Volvo – Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон
Основатели Volvo – Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон
Volvo V4 1927 года – первенец шведской марки
Volvo V4 1927 года – первенец шведской марки
С 1928 года начался выпуск автобусов Volvo LV4
С 1928 года начался выпуск автобусов Volvo LV4
Volvo PV 651 1929 года
Volvo PV 651 1929 года
Volvo TR 670 создали специально для такси
Volvo TR 670 создали специально для такси
Volvo PV 444 1943 года обозначил переход к массовым моделям
Volvo PV 444 1943 года обозначил переход к массовым моделям
Volvo Р 1900 1956 года
Volvo Р 1900 1956 года
Спортивный универсал Volvo P 1800 ES
Спортивный универсал Volvo P 1800 ES
Купе Volvo C70 1997 года обозначило отход от граненого стиля
Купе Volvo C70 1997 года обозначило отход от граненого стиля
Volvo S60 2010 года
Volvo S60 2010 года

Швеция издавна славится своей демократией и заботой о гражданах. В некоторой мере это отображается и на автомобилях из скандинавской страны. Они отличаются практичностью, надежностью и безопасностью. Яркий пример тому – старейшая скандинавская автомобильная марка .
 
Компанию Volvo основали в 1915 году Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон как ориентированное на американский рынок отдельное подразделение концерна SKF – производителя шариковых подшипников. Название, кстати, подобрали не зря: в переводе с латыни Volvo означает фразу «я качусь». В качестве логотипа был выбран круг с направленной вверх стрелкой, но вопреки распространенному утверждению, это не астрологический символ мужчины, а знак, который в средневековой алхимии обозначал железную руду. Ведь детали изготовляли преимущественно из этого металла. Но основателей Volvo интересовали не только подшипники, и в середине 20-х годов у них возникла идея построить первый шведский автомобиль. Причем такой, который сможет выдержать суровые скандинавские зимы и проедет по разбитым сельским дорогам. На протяжении нескольких лет велись разработки и испытания опытных прототипов, а 14 апреля 1927 года увидел мир серийный Volvo OEV 4.
 
Что же представлял из себя автомобильный первенец Скандинавии? Его суть заложена в названии, которое расшифровывается как OEppen Vagn 4 cylindrar («автомобиль без крыши с четырехцилиндровым двигателем»). Компактный четырехдверный фаэтон с 2,0-литровым 28-сильным мотором разгонялся до 90 км/ч. Кстати, его презентация должна была случиться на день раньше. Но когда водитель сел за руль первого серийного OEV 4 и включил первую передачу, то машина поехала назад. Оказалось, на ней неправильно установили трансмиссию, и устранение неполадок привело к однодневной задержке. Вскоре появился и седан PV 4, больше подходящий к шведскому климату. За два года собрали 996 автомобилей. А уже с 1928 года наладили выпуск первых грузовиков Series 1 и автобусов LV4. 
 
В 1929 году на смену OEV 4 приходит более дорогая и престижная модель PV 651. Колесная база в 2950 мм делала салон вместительнее, а 3,4-литровая 65-сильная рядная «шестерка» отличалась плавностью работы, ведь крепилась к раме сразу восемью опорами. Вскоре появился более совершенный 86-сильный вариант PV 653 с 4-ступенчатой механической трансмиссией. На его основе построили удлиненный семиместный TR 670, созданный специально для такси. Серию выпускали до 1937 года, и за это время с конвейера сошло чуть более 3000 машин.

Настоящей сенсацией стал Volvo PV 36 Carioca 1935 года. Разработал его талантливый конструктор Иван Йорнберг. Он длительное время проработал в США и был впечатлен первыми обтекаемыми автомобилями вроде Chrysler Airflow. Поэтому кузов своего детища он также спроектировал в соответствии с законами аэродинамики, а еще применил прогрессивную независимую подвеску передних колес. Но эти новшества сделали седан недешевым: он стоил 8500 крон, то есть в полтора раза дороже представительского PV 653. Поэтому изготовили всего 501 автомобиль и в 1938 году представили удешевленную модификацию PV 51 с неразрезным передним мостом и более простым в производстве кузовом. Новичок оказался гораздо популярнее, ведь удалось продать почти 7000 PV 51.

Задекларированный нейтралитет спас Швецию от Второй мировой войны, поэтому в то время Volvo был одним из немногих мировых автопроизводителей, не свернувших выпуск легковушек. Помимо PV 51 собирали и новую машину для такси – PV 800. Хотя об армии шведы заботились и постоянно ее модернизировали: в Volvo спроектировали грузовики TVC и HBT. В 1944 году на основе PV 800 создали вседорожный TP 21 с подключаемым полным приводом и 90-сильной «шестеркой». Вскоре его предложили и рядовым покупателям.
В это время Volvo кардинально меняет стратегию: ставку сделали на доступные массовые машины и в 1943 году представили модель PV 444. Обтекаемый двухдверный седан получил 1,4-литровый 40-сильный четырехцилиндровый двигатель, позволявший развить 117 км/ч.

Именно с PV 444 в Volvo начали уделять повышенное внимание безопасности – это первый автомобиль с каркасом безопасности и ламинированным стеклом. Модель оказалась очень успешной и находилась в производстве пятнадцать лет и разошлась в количестве почти 200 тыс. единиц. Особенно популярен стал появившийся вскоре универсал PV 445 Duett. Впрочем, дорогие седаны не исчезли: год спустя представили 90-сильный Volvo PV 60.

Следующим шагом в развитии технологий пассивной защиты стал наследник PV 444 – Volvo Amazon 1956 года, получивший первый в мире ремень безопасности. Седан, универсал и купе были выполнены в американском стиле и очень напоминали легендарный Chrysler 300.
Такой дизайн сделал их популярными в США. Бензиновый 1,8-литровый двигатель позволял развивать 175 км/ч. За 14 лет выпустили 667 тыс. автомобилей. Интересно, что с появлением Amazon предшественника PV 444 не сняли с производства, а обновили, оснастили тем же 1,8-литровым мотором и под названием PV 544 выпускали вплоть до 1966 года.

Доступные модели позволили Volvo получить неплохую прибыль и расширить линейку более эксклюзивными автомобилями. В 1956 году была попытка наладить выпуск небольшого двухместного кабриолета Р 1900. Но модель оказалась очень ненадежной, и удалось продать лишь 68 машин.

Гораздо успешней стал наследник Р 1900 – купе Р 1800, показанное в 1960 году. Элегантный автомобиль разработали в кузовном ателье Frua. Он не только отличался ярким дизайном, но и демонстрировал неплохие ходовые характеристики. С 1,8-литровой 115-сильной «четверкой» максимальная скорость составила 185 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 9,5 с. В качестве опций предлагали кожаный салон, кондиционер и автоматическую трансмиссию, а с 1971 года мотор оснастили впрыском топлива. Еще более оригинальным оказался изящный спортивный универсал на его основе – P 1800 ES. Его третью дверь сделали полностью стеклянной. До 1973 года выпустили 47,5 тыс. P 1800, что является отличным показателем для спортивной модели. Одно из купе продемонстрировало образцовую надежность: с 1966 года и до наших дней оно преодолело рекордные 4,5 млн. км и до сих пор находится в отличном состоянии.

Важной в истории шведской марки стала серия 140, появившаяся в 1966 году. Она принесла угловатый стиль, который господствовал в дизайне Volvo на протяжении трех десятилетий. В сфере безопасности следует отметить еще одно новшество – деформированные зоны, поглощающие энергию удара. Особенно популярным оказался пятидверный универсал с просторным салоном и вместительным багажником. Собственно, именно он и ввел моду на подобные автомобили в Европе. Производство Volvo 140 наладили не только в Швеции, но и в Австралии, Бельгии, Канаде и Малайзии. Всего за 8 лет изготовили свыше миллиона автомобилей. А на удлиненной платформе 140 создали представительский Volvo 164. Его оснастили 3,0-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 175 л. с., а за доплату предложили подогрев кресел.

В середине 70-х годов компания Volvo приобрела голландскую марку DAF и наладила на местных предприятиях выпуск компактных моделей – 66, 360 и первого хетчбэка в истории марки – 340. Они стали одними из первых автомобилей в мире с бесступенчатым вариатором.

На смену семейству 140 в 1974 году пришла новая линейка Volvo 200, которую выпускали вплоть до 1996 года. Его разделили на две больших серии: более доступные четырехцилиндровые Volvo 240 и дорогие шестицилиндровые 260. Среди технических новшеств следует отметить травмобезопасную рулевую колонку. С 1979 года автомобили начали оснащать дизельными двигателями, а два года спустя представили 2,1-литровый 155-сильный бензиновый турбомотор. В 1985 году гоночный двухдверный Volvo 240 Turbo выиграл европейский кузовной чемпионат.

В 1982 году на смену Volvo 164 пришла серия 700, которую также разделили на две модели – 740 и 760, а мелкими сериями выпускали купе 780. Три года спустя появилось семейство 400, сменившее Volvo 340 и 360. Наряду с седаном 460 и пятидверным лифтбэком 440 выпускали оригинальное трехдверное купе 480 с выдвижными фарами и прозрачной задней дверью в стиле классического Р 1800 ES.
Начало 90-х годов ознаменовало обновление модельного ряда Volvo. Сначала в 1990 году представили флагман 900, а два года спустя появился Volvo 850 – наследник успешного 200. На нем, кстати, дебютировали боковые подушки безопасности. Все больше версий начали получать двигатели с турбонаддувом. Особенно ярко выглядел «горячий» универсал 850 R с 250-сильным турбомотором, способный разогнаться до 100 км/ч за 6,7 с и достигать 250 км/ч.

Постепенно в Volvo взялись за омоложение имиджа марки. Купе C70 1997 года стало предвестником нового, элегантного стиля. А в следующем году появился седан бизнес-класса S80, оснащенный надувными «занавесками». Представили компактную модель S40 и универсал повышенной проходимости V70 XC. С 1999 года компанию разделили, и подразделение по выпуску легковых автомобилей вошло в состав Ford Motor. Под крылом американского концерна создали вседорожники XC60 и XC90, новый седан S60, оригинальный молодежный хетчбэк С30. Была внедрена система слежения за «слепыми» зонами и технология Pedestrian Detection, определяющая переходящих дорогу пешеходов и самостоятельно замедляющая автомобиль, чтобы избежать наезда на них.

С 2010 года у Volvo новый владелец – китайский концерн Geely Holding Group. У марки начинается новый этап развития. Появляются и свежие модели вроде седана S60 и хетчбэка V40, начали собирать гибридные модификации и показали электромобили, которые в скором будущем станут серийными.